На протяжении всей своей жизни Фоссе активно изучал литературу. И он заметил, что все литературные теории включали себя в качестве центральной фигуры повествователя: личность, характер, отношения между его точкой зрения и другими персонажами. Фоссе же казалось, что центральной фигурой должен быть писатель, взгляд на мир и вещи, его составляющие. Именно он, писатель, наделяет материальностью написанное. В произведениях Фоссе существует контрапункт между ограниченностью внешнего мира и необъятностью внутреннего — «действие» его историй разворачивается в комнатах, подвалах, номерах отеля, а в этой среде существуют те, кто мыслями находятся выше. Те, кому необходимо проломить эти клаустрофобные стены. Проза Фоссе являет собой оркестрованный материал, совмещающий философию, анекдоты из жизни и критические мысли. События не столько происходят, сколько окантовываются вокруг выбранных автором сюжетообразующих тем. Пьесы Фоссе — драматург титулованный. Отмечен не только многочисленными премиями и хвалебными рецензиями — к его пьесам охотно и раз за разом обращается свет мирового театра. Но молодому Фоссе театр казался местом притворства и преувеличенных эмоций, так что никакого желания входить в этот мир у него не было. Но иногда художником руководит не его творческая воля, а обычная человеческая нужда — в начале девяностых, спустя десять лет после публикации дебютного романа, Фоссе оказался на мели. Театральный режиссер Кай Йонсен (который впоследствии поставил с десяток мировых премьер пьес Фоссе), будучи знакомым с работами Юна, чувствовал, что тот может стать хорошим драматургом — такое внимание к артикулируемому, музыкальность и ритмичность фраз, строгость эмоций были в его книгах. Он несколько раз предлагал Фоссе написать пьесу, но тот постоянно отказывал. Наконец, в 1992 году Фоссе откликнулся на такое предложение за вполне приличный гонорар. Драма «Кто-то вот-вот придёт» стала едва ли не самой известной работой Фоссе, была поставлена бесчисленное количество раз и явилась своеобразным ответом Юна своему учителю Беккету и его «В ожидании Годо». Как вспоминает сам автор, это оказалось «поразительно просто» и стало для него одним из главных откровений в писательской деятельности. Если проза Фоссе характерна замедленным темпом, длинными абзацами, пренебрежением языковыми нормами, то драматургия обрывиста, лишь намечена, но абсолютно самодостаточна для трактовок, разыгрывается даже меж двумя персонажами («Мать и сын»). Фоссе с неожиданностью для самого себя стал драматургом и следующие 30 лет занимался созданием пьес. В 1999 году пришло и мировое признание — дебютная пьеса была с триумфом поставлена в Париже Клодом Режи. В XXI век Фоссе вошел всемирно известным драматургом, чьи пьесы ставятся, переводятся и интерпретируются по всему миру. По тонкому замечанию Юрия Бутусова, драматургия Фоссе является квинтэссенцией скандинавской драмы — там и борьба со внутренними троллями Ибсена, и вечные персонажи в лице деперсонифицированных Мужчины и Женщины по Стриндбергу, а также символизм Метерлинка и обрывистость, шероховатость Беккета. Но после «Я ветер» (и «Эти глаза», сделанной по заказу) Фоссе прекратил писать пьесы, потому что почувствовал себя драматургически истощённым. Однако сам же предложил любопытную классификацию своей драматургии: если рассматривать драматическое творчество Фоссе как одну грандиозную пьесу, то «Имя» могло бы быть первым актом, а «Ночные песни» вторым; или «Зима» первым, а «Кто-то вот-вот придёт» – вторым. Общее Несмотря на некую потусторонность произведений Фоссе, сам писатель не задумывается о смерти и ее последствиях, так как и здесь, в жизни, есть достаточно затрагивающих его вещей — душевная боль, меланхолия, депрессия. Все это возможно обратить в дар — если уметь это делать. Так что эмоциональные составляющие жизни Фоссе стали базисом его литературы — вплоть до алкоголизма некоторых его персонажей, которым он страдал и сам. Помимо прочего, Фоссе пишет эссе, детскую прозу, работает переводчиком — перевёл на норвежский Библию, Георга Тракля, мечтает перевести Чехова. В 2023 году Фоссе получил Нобелевскую премию по литературе, которую он принял как очередное доказательство того, что его творчество уникально. | |
| |
Просмотров: 89 | Комментарии: 8 | |
Всего комментариев: 8 | |
| |