Карпова Анастасия. Юн Фоссе: обзор творчества

На протяжении всей своей жизни Фоссе активно изучал литературу. И он заметил, что все литературные теории включали себя в качестве центральной фигуры повествователя: личность, характер, отношения между его точкой зрения и другими персонажами. Фоссе же казалось, что центральной фигурой должен быть писатель, взгляд на мир и вещи, его составляющие. Именно он, писатель, наделяет материальностью написанное.

В произведениях Фоссе существует контрапункт между ограниченностью внешнего мира и необъятностью внутреннего — «действие» его историй разворачивается в комнатах, подвалах, номерах отеля, а в этой среде существуют те, кто мыслями находятся выше. Те, кому необходимо проломить эти клаустрофобные стены. Проза Фоссе являет собой оркестрованный материал, совмещающий философию, анекдоты из жизни и критические мысли. События не столько происходят, сколько окантовываются вокруг выбранных автором сюжетообразующих тем.

Пьесы

 Фоссе — драматург титулованный. Отмечен не только многочисленными премиями и хвалебными рецензиями — к его пьесам охотно и раз за разом обращается свет мирового театра.

Но молодому Фоссе театр казался местом притворства и преувеличенных эмоций, так что никакого желания входить в этот мир у него не было. Но иногда художником руководит не его творческая воля, а обычная человеческая нужда — в начале девяностых, спустя десять лет после публикации дебютного романа, Фоссе оказался на мели. Театральный режиссер Кай Йонсен (который впоследствии поставил с десяток мировых премьер пьес Фоссе), будучи знакомым с работами Юна, чувствовал, что тот может стать хорошим драматургом — такое внимание к артикулируемому, музыкальность и ритмичность фраз, строгость эмоций были в его книгах. Он несколько раз предлагал Фоссе написать пьесу, но тот постоянно отказывал.

Наконец, в 1992 году Фоссе откликнулся на такое предложение за вполне приличный гонорар. Драма «Кто-то вот-вот придёт» стала едва ли не самой известной работой Фоссе, была поставлена бесчисленное количество раз и явилась своеобразным ответом Юна своему учителю Беккету и его «В ожидании Годо». Как вспоминает сам автор, это оказалось «поразительно просто» и стало для него одним из главных откровений в писательской деятельности.

Если проза Фоссе характерна замедленным темпом, длинными абзацами, пренебрежением языковыми нормами, то драматургия обрывиста, лишь намечена, но абсолютно самодостаточна для трактовок, разыгрывается даже меж двумя персонажами («Мать и сын»).

Фоссе с неожиданностью для самого себя стал драматургом и следующие 30 лет занимался созданием пьес. В 1999 году пришло и мировое признание — дебютная пьеса была с триумфом поставлена в Париже Клодом Режи.

В XXI век Фоссе вошел всемирно известным драматургом, чьи пьесы ставятся, переводятся и интерпретируются по всему миру. По тонкому замечанию Юрия Бутусова, драматургия Фоссе является квинтэссенцией скандинавской драмы — там и борьба со внутренними троллями Ибсена, и вечные персонажи в лице деперсонифицированных Мужчины и Женщины по Стриндбергу, а также символизм Метерлинка и обрывистость, шероховатость Беккета.

Но после «Я ветер» (и «Эти глаза», сделанной по заказу) Фоссе прекратил писать пьесы, потому что почувствовал себя драматургически истощённым. Однако сам же предложил любопытную классификацию своей драматургии: если рассматривать драматическое творчество Фоссе как одну грандиозную пьесу, то «Имя» могло бы быть первым актом, а «Ночные песни» вторым; или «Зима» первым, а «Кто-то вот-вот придёт» – вторым.

Общее

Несмотря на некую потусторонность произведений Фоссе, сам писатель не задумывается о смерти и ее последствиях, так как и здесь, в жизни, есть достаточно затрагивающих его вещей — душевная боль, меланхолия, депрессия. Все это возможно обратить в дар — если уметь это делать. Так что эмоциональные составляющие жизни Фоссе стали базисом его литературы — вплоть до алкоголизма некоторых его персонажей, которым он страдал и сам.

Помимо прочего, Фоссе пишет эссе, детскую прозу, работает переводчиком — перевёл на норвежский Библию, Георга Тракля, мечтает перевести Чехова.

В 2023 году Фоссе получил Нобелевскую премию по литературе, которую он принял как очередное доказательство того, что его творчество уникально.

Категория: Литературный обзор | Добавил: zlobinfeodor11 (14.12.2025)
Просмотров: 89 | Комментарии: 8 | Рейтинг: 5.0/11
Всего комментариев: 8
avatar
1 kozevnikovedik75 • 14:43, 11.01.2025
3
Хорошая статья ! Достойная внимания.
avatar
2 ilyaprytovsava • 14:47, 11.01.2025
3
Очень занимательная и интересная статья! Написано кратко, тезисно и по делу!
avatar
3 andrymal • 16:32, 12.01.2025
3
Хороший обзор, который показывает уникальность творчества Юна Фоссе. Было интересно.
4 shlyanchak • 23:02, 12.01.2025
3
Интересная статья! Понравился детальный подход к анализу творчества писателя)
avatar
5 avardanyana • 18:55, 13.01.2025
3
Очень интересная статья!!!
avatar
6 nuga2003 • 19:36, 13.01.2025
3
Я так люблю эту статью, она такая интересная cry
7 zhanvl888 • 23:52, 13.01.2025
2
Ну что можно сказать, Фоссе признан в мире, это подтверждает Нобелевская премия! Человек очень энергоизбыточен, поэтому добился успеха. С другой стороны обычной человек, раз алкоголизмом страдал. Была какая-то внутренняя борьба, неугомонность, обычно в таких состояниях и рождаются шедевры.
avatar
8 mezencevam914 • 08:05, 14.01.2025
2
Очень интересно написано! Благодарю!